Ребята из пришкольного оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радуга» Кинельского района приняли участие в занятии «Занимательная физика мыльных пузырей».

19 июня  детский оздоровительный лагерь дневного пребывания «Радуга» ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка, посетил центр «Точка роста», открытого в  школе  в рамках реализации национального проекта «Образование». Учитель физики Щербаков Иван Геннадьевич организовал и провёл занятие по физике, связанное с физическими особенностями мыльных пузырей.

Вначале ребята, большая часть которых – обучающиеся начальной школы, познакомились с кабинетом физики и оборудованием, которое в нём находится. Ребята узнали про цифровую лабораторию Releon и специальные мультидатчики, с которыми им предстоит работать в старших классах.

Затем Иван Геннадьевич продемонстрировал несколько опытов, показывающих физические свойства мыльной плёнки. Ребята попробовали выдуть мыльный пузырь внутри пузыря, сделать вместо одного большого пузыря множество маленьких. Так же ребята попробовали сделать опыт, показывающий силу натяжения мыльной плёнки. Пусть он получился не с первого раза, но зато ребятам было очень интересно. 

Одно дело – просто выдувать пузыри, но не менее интересно ставить с ними различные опыты!! – заметила ученица 3 класса Маша.

«Больше всего на уроках физики ребятам нравятся различные опыты и эксперименты. И в самом деле – есть разница между простым заучиванием теории, и демонстрации действия физических законов на практике. «Точка роста», появившаяся у нас в школе, даёт возможность провести больше наглядных экспериментов, которые пригодятся как на уроках физики, так и в рамках подготовки к ГИА», - считает учитель физики Иван Геннадьевич.

Таким образом, летний отдых, в том числе благодаря «Точке роста», становится продуктивным и даёт возможность ребятам развивать свои когнитивные способности, формировать логические и причинно-следственные связи.

  

   

 

Ребята детских оздоровительных лагерей дневного пребывания школ Кинельского района приобщаются к научно-исследовательской деятельности.

8 июня  детский оздоровительный лагерь   дневного пребывания «Радуга» ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка стал настоящим Научно-исследовательским Институтом, в котором ребята выступали в роли юных учёных-физиков и испытателей. Учитель физики Чугунова Любовь Михайловна организовала для ребят  работу по проектированию и испытанию характеристик бумажных лайнеров. Мероприятие проводилось в одной из лабораторий Центра естественно-научной и технологической направленности  «Точка Роста», открытого в  школе  в рамках реализации национального проекта «Образование». Цель научно-исследовательского проекта «Дальность и длительность полёта бумажных лайнеров»: развитие познавательно-исследовательского интереса к миру науки и техники.

Дети сами конструировали свои летательные аппараты из различной бумаги, разных размеров.  В кабинете физики «Точки роста» (конструкторское бюро) измеряли динамометром силу тяжести самолётов, с помощью весов массу, линейкой длину крыла и длину самого самолёта. Данные записывали в протоколы исследований.

На испытательном аэродроме (спортзал школы) ребята провели лётные испытания, в ходе которых составили таблицу по результатам полётов лучших лайнеров. Лучшими, с точки зрения экспертов - физиков, стали четыре самолётика.

«В ходе исследования я понял, почему мой самолёт не был лучшим» - сказал Ефим.

«Мероприятия такого рода – это большой стимул к исследовательской и экспериментальной деятельности детей» - высказала своё мнение Любовь Михайловна.

Популяризации естественно-научного и технического творчества среди обучающихся в Самарской области уделяется особое внимание. В рамках национального проекта «Образование»  в   области созданы центры «Точка Роста», 17 из которых находятся в школах городского округа Кинель и Кинельского района. А это значит, что сотни ребят получили возможность воплощать в жизнь самые смелые идеи, шагая в ногу со временем и современными технологиями, начиная с самых элементарных экспериментов.

 

 

Пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания «Радуга» Кинельского района изучают робототехнику и конструирование с помощью Lego.

5 июня  детский оздоровительный лагерь дневного пребывания «Радуга» ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка, посетил центр «Точка роста», открытого в  школе  в рамках реализации национального проекта «Образование». Учитель информатики Спиридонова Ксения Михайловна организовала и провела занятие по робототехнике на основе конструктора Lego. Ребята не только познакомились с лего-роботом, но и попробовали сами собрать интерактивную игрушку.

Дети из начальной школы познакомились с кабинетом и множеством конструкторов находящихся в нем. Узнали, какие датчики и моторчики есть в робототехнике и с чего же начинается конструирование модели и написание программы для робота. Затем и сами с увлечением занимались сбором собственной игрушки, ей оказался – птеродактиль!

У меня дома тоже есть конструктор, но я не думала, что он может быть таким интересным и двигаться с помощью моторчиков и датчиков! – поделилась ученица 3 класса Полина.

Практическая часть в конструировании, да и  в учебной деятельности, всегда больше увлекает детей. Благодаря национальному проекту «Образование» и у нас появилась «Точка роста» и возможность оснастить кабинеты интересными конструкторами и техникой. – Рассказала Ксения Михайловна, учитель информатики.

Одним из важных аспектов образовательной деятельности является организация летнего отдыха для детей. Благодаря разнообразным программам и мероприятиям, проводимым в летний период, педагогический процесс становится непрерывным в течение всего года. Летний отдых предоставляет детям возможность развивать свои творческие и интеллектуальные способности, заниматься увлекательными занятиями, углублять и расширять свои знания.

  

 

 

 

 

 

План мероприятий 

«Точка Роста» (2023-2024 уч.год)

Мероприятие

Класс

Ответственный

1

 «Цифровая лаборатория физического
эксперимента»

7-8

Щербаков И.Г.

2

Сборка и программирование робота щенка Lego mindstorms ev3

6

Спиридонова К.М.

3

Лабораторная работа №3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины"

9

Чугунова Л.М.

4

Профильная смена  "Каникулы с пользой! Нейротехнологии"

7-9

Ефанова Т.И.

5

Эксперимент «Радуга в стакане»

4-5

Щербаков И.Г.

6

Практическая работа «От простых механизмов до современной техники»

9

Чугунова Л.М.

7

Практическая робототехника на основе конструктора EV3

2-4

Спиридонова К.М.

8

Исследовательская  работа "Электромиография и сила сокращения мышц"

1-4

Ефанова Т.И.

 
9 «Цифровая лаборатория. Первые шаги в науку» 7 Щербаков И.Г.

 

Профильная смена в рамках проекта «Школьная смена» (ВЕГА) на базе "Точка Роста" 25 - 29.03

Традиционно на весенних каникулах в нашей школе на базе центра цифрового профиля «Точка Роста» ГБОУ СОШ Малая Малышевка прошла профильная смена технической направленности.

Профильная смена организована в рамках сотрудничества и сетевого взаимодействия с региональным Центром выявления, развития и поддержки одарённых детей «Вега». Школьники под руководством педагога нашей школы Спиридоновой Ксении Михайловны осваивали разработанную Центром «Вега» программу «Практическая робототехника на основе конструктора программируемых моделей инженерных систем».

 

 

 

Цифровая лаборатория. Первые шаги в науку

21 марта   на базе «Точки Роста» естественно-научной направленности ГБОУ СОШ с.Малая Малышевка прошло занятие для обучающихся 7 класса «Лабораторная работа. Измерение силы трения с помощью динамометра».

Обучающиеся  с учителем физики Щербаковым Иваном Геннадьевичем провели занятие, показывающее зависимость силы трения от веса тела.  Изучив инструкции и выслушав педагога ребята провели эксперимент. Выяснилось, что динамометр, прикреплённый к бруску, показывает тем большее значение, чем больше груза мы поместим на брусок разместили на двух карандашах, учитель предложил ребятам предположить: будет ли сила трения в этом случае отличаться?

 «В этом случае мы будет измерять силу трения качения. Она меньше, чем сила трения скольжения, при равных вводных условиях», - верно, отметил Сергей Добин.

И действительно, динамометр показал меньшее значение, следовательно, то, что ребята изучили в теории, оказалось проверенным и на практике.

Ученикам 7 класса понравилось  занятие. Больше всего, ребятам, конечно, понравилось проводить эксперименты. «Знания, которые даются на уроках в теории, всегда полезно закрепить на практике» - считает педагог. 

 

 

 

«Классная встреча»

20  марта на базе химической и биологической лаборатории Точки Роста  ГБОУ СОШ с.Малая Малышевка прошла встреча обучающихся 5 и 6 классов с студентами Самарского государственного аграрного университета.

Студенты университета представляли свой факультет биотехнологий и ветеринарной медицины. Для обучающихся школы было представлено занятие по определению классов животных по костям черепа. Лекторы организовали демонстрацию теоретических материалов, очень интересно прошел интерактивный тест, а затем мастер-класс по определению классов животных по костям черепа.

За лучшие вопросы студенты вручили подарок Матвею- ученику 6 класса. «Я бы еще спрашивал и спрашивал! Такая интересная у них учеба!»- сказал Матвей.

«В самом начале занятия было даже жутко смотреть на эти кости… А потом увлекаешься деталями и изучать стало очень интересно. Очень увлекательно рассказывали студенты о своем  обучении, о практических занятиях и исследованиях», - так прокомментировала занятие Даша, ученица 6–го класса.

«На этой встрече обучающие на практике смогли подтвердить свои знания, увидеть реальные объекты исследований, познакомились с увлеченными людьми, проявили себя в мастер-классе как будущие специалисты. Профориентационная   направленность встречи обязательно даст результат. Некоторые ребята точно задумаются о выборе ветеринарии как будущей своей профессии», - так оценила результаты встречи  учитель биологии Ефанова Татьяна Ивановна

 

 

«Практическая работа «От простых механизмов до современной техники»»

16 февраля 2024 г.  в «Точке Роста» естественно-научной направленности ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка прошло занятие для обучающихся 9-го класса  «От простых механизмов до современной техники».

Обучающиеся  с учителем физики  Чугуновой Любовью Михайловной провели занятие  по изучению возможностей использования цифровой лаборатории при организации  практической работы по изучению простых механизмов.  Ребята понимают, что для сбора научной информации нужна правильная работа приборов, их отладка и настройка. Изучив инструкции и выслушав педагога,  ребята собрали установку для эксперимента.   Провели работу по обговоренному плану.

 «Работать с лабораторным оборудованием  мне нравится. В результате эксперимента можно наглядно увидеть результат работы.» - высказался Никита.

«Обучающиеся 9 класса используют оборудование не первый раз.   Использование оборудования «Точки роста» на занятиях  позволяет добиться успеха обучающимися в освоении сложного материала» - считает педагог.

 

 

Сборка и программирование робота щенка Lego mindstorms ev3

 

На базе Маломалышевской «Точки Роста» в течении четверти проходили занятия для обучающихся 6 класса «Сборка и программирование робота щенка Lego mindstorms ev3», под руководством учителя информатики  Спиридоновой К.М.

Ребята собирали робота похожего на домашнего щенка. Робот использует датчик Цвета и датчик Касания, которые позволяют ему реагировать на различные команды.

Ребята делились на группы по 3-4 человека и распределили задания сборки робота по блокам, используя слайды презентации со схемой сборки. Одна из групп составляет программу. Наибольший интерес к сборке щенка проявила Авдеева Полина, она сопровождала сборку щенка от начала до конца.

«Этого щенка воспитать проще, все команды можно заложить с помощью программы!» - поделилась Полина.

Обучающиеся 6 класса используют такой конструктор первый раз. Дети еще учатся конструировать и писать программы с помощью приложения LEGO MINDSTORMS Education EV3. – учитель информатики Спиридонова К.М.

 

 

Эксперимент «Радуга в стакане»

На базе Маломалышевской «Точки Роста» прошло занятие для обучающихся 4-5-х классов «Эксперимент «Радуга в стакане», под руководством учителя физики Щербакова И.Г.

На этот раз ребятам было предложено провести эксперимент, который наглядно показывает обучающимся принцип диффузии. Конечно, эту тему ребята из начальной школы будут проходить на уроках физики через несколько лет, но общий смысл явления вполне доступен и им.

Ребята взяли и наполнили водой четыре стакана. Затем нарисовали прерывающуюся в центре радугу на обычной салфетке и на влажной салфетке для дезинфицирования рук. Поместили концы салфеток в стаканы. Ребята предположили, что вода поднимется по салфетке вверх, вследствие чего радуга возникнет и в пустом центре обеих салфеток. Однако итог эксперимента удивил ребят: на влажной салфетке пустое место окрасилось почти полностью, а вот сухая салфетка окрасилась совсем немного.

Далее, педагог рассказал ребятам о явлении диффузии, после чего ребята сделали вывод о взаимосвязи влажности салфеток и окрашивания. Яркий эксперимент понравился ученикам начальной школы

 «Мы видели похожий опыт в интернете, а теперь стало понятно, почему это происходит. Мне понравилось, было красиво» - сказала Ангелина.

«Большой плюс «Точки роста» в том, что на её базе можно проводить не только уроки, но и такие занятия, которые, конечно, мотивируют изучать физику в дальнейшем»

- считает педагог.

  

 

 

Профильная смена в рамках проекта «Школьная смена» (ВЕГА) на базе "Точка Роста"

На весенних каникулах в нашей школе на базе центра цифрового профиля «Точка Роста» ГБОУ СОШ Малая Малышевка прошла профильная смена технической направленности. Профильная смена организована в рамках сотрудничества и сетевого взаимодействия с региональным Центром выявления, развития и поддержки одарённых детей «Вега». Школьники под руководством педагогов школы осваивали разработанную Центром «Вега» программу «Практическая робототехника на основе конструктора программируемых моделей инженерных систем».  

  

 

 

Эксперимент «Точка, тире, точка. Принцип работы прибора для азбуки Морзе».

25 января   в «Точке Роста» естественно-научной направленности ГБОУ СОШ с.Малая Малышевка прошло занятие для обучающихся 7-8-х классов «Эксперимент «Точка, тире, точка. Принцип работы прибора для азбуки Морзе».

Обучающиеся  с учителем физики Щербаковым Иваном Геннадьевичем провели эксперимент по созданию прибора, дающего представление о работе телеграфа. Изучив инструкции и выслушав педагога ребята собрали электрическую цепь, используя ряд элементов. Выяснили, что если забыть даже один проводок, то электрическая цепь будет разорвана и светодиод не загорится. Работали с одним комплектом, включающим в себя гальванический элемент, светодиод, зуммер, резистор, ключ. При замыкании цепи с помощью кнопки, светодиод начинал светиться, а зуммер издавать звук. Далее, педагог вместе с ребятами разобрал принцип работы телеграфа – электричество подаётся на светодиод, заставляя его светится, а зуммер издавать звук. Соответственно, чем дольше нажатие кнопки, тем более долгим получается сигнал. В этом и заключается разница между точкой и тире в азбуке Морзе. Ребята, под руководством учителя выучили самый известный сигнал в азбуке Морзе – сигнал SOS– три точки, три тире и снова три точки. 

 «Понятно, что такой сигнал использовали моряки, а вот зачем он нужен нам сейчас? У нас же не будет телеграфа» - спросила Даша.

«Можно подать сигнал SOS, другим образом, например, фонариком, и это может спасти тебя» - заметил Никита.

Учеников восьмого класса заинтересовала техническая сторона занятия. «Подобные практические занятия всегда интересны, и позволяют расширить кругозор» - считает педагог.

 

 

 

Робо-игра " Учись играя" 

15 февраля в «Точке Роста» технической направленности ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка прошло занятие для обучающихся 5-го класса Робо-игра " Учись играя"

Сфера человеческой деятельности в тех­нологическом плане в настоящее время очень быстро меняется, на смену существующим технологиям достаточно быстро приходят новые, которые специалисту вновь приходится осваивать. Задача современной школы – обеспечить вхождение обучающихся  в информационное общество, научить каждого пользоваться информационно-коммуникационными технологиями. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. При этом необходимо создать комфортную учебно-воспитательную среду, в которой возможна наиболее полная самореализация ребёнка.

Сегодня дети соревновались в командах на знание роботов и их составляющие, а так же показали свои знания по истории робототехники.

«Робототехника всегда была мне интересна, а сегодня наша команда одержала победу благодаря этому, это здорово», - поделился Андрей.

«Мне понадобились все мои знания о роботах сегодня», - сказал Вадим.

 

 

 

«Цифровая лаборатория. Первые шаги в науку»

29 сентября   в «Точке Роста» естественно-научной направленности ГБОУ СОШ с.Малая Малышевка прошло занятие для обучающихся 7-8х классов «Цифровая лаборатория. Первые шаги в науку».

Обучающиеся  с учителем биологии и географии Ефановой Татьяной Ивановной провели занятие кружка по изучению возможностей использования цифровой лаборатории при организации исследовательской работы. Ребята учились  подключать оборудование, делать фото и видеосъемку цифровым микроскопом. Ребята понимают, что для сбора научной информации нужна правильная работа приборов, их отладка и настройка. Изучив инструкции и выслушав педагога, ребята настроили камеру, сделали несколько снимков. Выяснили, что на четкость изображения влияет толщина предметного стекла. Провели корректировку. Работали с одним комплектом, поэтому вывели изображение с помощью проектора на большой экран. 

 «Работать с техникой мне нравится. Думаю, что занятия кружка будут интересными», - высказался Артем.

«Можно сфотографировать все, что увидим в микроскоп», - сказал Иван.

«Обучающиеся 8 класса используют оборудование не первый раз. Для них теперь важна цель исследования. Учеников седьмого класса больше заинтересовала техническая сторона занятия. Использование оборудования на занятиях кружка позволит заинтересовать биологическими исследованиями разных ребят» - считает педагог.

 \

 

 

 

«К знаниям через эксперимент»

11 октября в «Точке Роста» в рамках   элективного курса естественно-научной направленности (физика) в   ГБОУ СОШ с. Малая  Малышевка прошёл семинар- практикум   для обучающихся 9-го класса по теме  «Опытное определение некоторых параметров парафина».

Обучающиеся  с учителем физики  Чугуновой Любовью Михайловной  провели ряд исследований парафина    с  использованием  цифровой лаборатории по физике.   Ребята учились  подключать оборудование,  снимать показания приборов, читать графики. Обучающиеся  понимают, что для сбора научной информации нужна правильная работа приборов, их отладка и настройка. Изучив инструкции и выслушав педагога, ребята собрали установку для измерения удельной теплоёмкости парафина.  Работали с одним комплектом группой обучающихся. 

 «Работать с техникой мне нравится. Данные исследования мне помогли для написания исследовательской работы»  - высказался Андрей.

«Можно по графику наблюдать процесс нагревания в течение некоторого промежутка времени» - сказал Илья.

«Обучающиеся 9 класса используют оборудование не первый раз. Для них теперь важна цель исследования.  Использование оборудования на занятиях элективного  курса позволит заинтересовать физическими исследованиями разных ребят и расширить круг таких исследований» - считает педагог.

 

 

 

 

Занимательный эксперимент. «Куда делась энергия?»

24 ноября   в «Точке Роста» естественно-научной направленности ГБОУ СОШ с.Малая Малышевка прошло занятие для обучающихся 8 класса «Занимательный эксперимент. Куда делась энергия?».

Обучающиеся  с учителем физики Щербаковым Иваном Геннадьевичем провели занятие кружка по изучению возможностей использования цифровой лаборатории при организации исследовательской работы. Для этого был выбран демонстрационный эксперимент «Получение теплоты при трении и ударе».

Ребята заранее приготовили оборудование: кроме цифровой лаборатории нужны были две деревянные доски а так же две металлические пластины. Целью эксперимента было наблюдение перехода механической энергии во внутреннюю. Изучив инструкции и выслушав педагога ребята включили ноутбук, подключили датчик USBи запустили программу измерений. Был сделан замер температуры поверхности дерева и металла. После, ребята, прилагая усилие, потёрли одну доску о другую, и ударили молотком о металлические пластины. Используя датчик температуры повторно, было выявлено повышение температуры. Механическая энергия, которую мы приложили к доскам и металлу никуда не делась, перейдя в тепловую!

«Мы смогли наглядно увидеть, и доказать, что механическая энергия не исчезает бесследно», - сказал Павел.

«Было интересно провести такой эксперимент. Всегда тема запоминается лучше, если что-то делаешь сам», -   добавил Никита.

«Обучающиеся восьмого класса используют оборудование не первый раз. Данный эксперимент относительно простой, но наглядный. Он позволяет продемонстрировать важный закон сохранения энергии. Использование оборудования на занятиях кружка позволит и впредь мотивировать ребят к занятиям физикой» - считает педагог. 

 

 

 

Интеллектуальный квиз «Тайны роботов»

14 декабря  в «Точке Роста» технической направленности ГБОУ СОШ с.Малая Малышевка прошло занятие для обучающихся 5-го класса «Интеллектуальный квиз. Тайны роботов.»

Обучающиеся  с учителем информатики Спиридоновой Ксенией Михайловной провели занятие кружка по изучению возможностей использования Модуля (блока) EV3.

Узнали, что экран блока показывает, что происходит внутри модуля EV3, и позволяет использовать интерфейс модуля. Также, он позволяет вводить и выводить текстовые и числовые данные, а также, отображать графические элементы при работе вашей программы или в процессе проведения эксперимента. Например, вы можете запрограммировать экран таким образом, чтобы он выводил текстовые сообщения в процессе работы программы или число, которое является результатом математических вычислений или данными, полученными с датчика.

А так же прошли интерактивный квиз по «Тайнам Роботов».

 «Всегда были интересны роботы, и так здорово, что теперь и в школе можно их изучать», - высказался Кирилл.

«Всегда думал, что роботы работают от пульта, а там целые программы», - сказал Андрей.

«Обучающиеся 5 класса начали использовать оборудование совсем недавно. Учеников пятого класса больше заинтересовала техническая сторона занятия. Использование оборудования на занятиях кружка позволит заинтересовать наших ребят» - считает педагог.