26 декабря в рамках реализации проекта учащиеся 10 класса ГБОУ СОШ села Малая Малышевка провели беседу о пользе дежурства с учениками 5 класса.
Что же входит в понятие «дежурство в классе»?
В широком смысле — это поддержание порядка в классе во время и после уроков. Школьник должен помочь учителю подготовить класс к следующему уроку, то есть приготовить доску, наглядные пособия, раздать тетради и так далее. Кроме того, дежурный должен следить за чистотой в классе: подобрать мусор, проветрить помещение, полить цветы, выровнять парты, задвинуть стулья, при необходимости подмести пол и так далее. Конкретные же обязанности определяет сам учитель.
Конечно, ни в коем случае не следует нагружать детей тяжелым физическим трудом или давать им травмоопасные задания.
Прежде всего, следует помнить, что любой труд ребенка в классе сверх учебной нагрузки — это дело добровольное. Поэтому все вопросы участия детей в уборке необходимо согласовывать на первом родительском собрании. Если понятие дежурства и обязанности, связанные с ним, прописаны в школьных уставных документах, то об этом необходимо сообщить. Если же нет, то будет нелишним собрать с родителей письменное согласие на помощь ребенка в классе. Обычно родители и учитель приходят в конечном итоге к согласию и определяют, что будут и что не будут делать дети в школе.
Конечно, дежурство — полезная форма общей работы, которая способствует развитию ответственности, самоорганизации школьников, приучает детей к труду и порядку. Как и в любой сфере жизни, здесь важно соблюдать чувство меры. При правильной организации дежурство в классе может стать незаменимым инструментом самоуправления учащихся.
По мнению А.С. Макаренко, дисциплина — это не метод и не средство воспитания. Дисциплина — это результат воспитания. Раньше к дисциплине буквально принуждали — вели дневники прилежания, рисовали стенгазеты. Сегодня перед учителем задача иного уровня сложности — сделать дисциплину результатом обучения. И с этой точки зрения дежурство — важный инструмент, позволяющий привлечь детей к общему делу.
Главное помнить, что в основе всех дел лежит принцип добровольности. А вот сделать так, что ученик захотел трудиться — это задача педагога.